Лодка Ладья ЛТ-290М со скидкой
Купить лодку Колибри со скидкой 10%

Правила эксплуатации надувных лодок и надувных моторных лодок

Правила эксплуатации надувных лодок и надувных моторных лодок.

Итак, надувная лодка надута, экипирована и готова к спуску на воду. Что же дальше делать с надувной лодкой?

Начнем с общих вопросов эксплуатации надувных лодок.

Плавание любой надувной лодки начинается с отхода от берега. К сожалению, многие владельцы надувных лодок стремятся сразу начать путешествие, заплыть до давно вожделенной  заводи, покидать спиннинг на давно облюбованном водоеме и... теряют бдительность при отходе от берега.  К сожалению, дно некоторых водоемов, особенно  незнакомых, иногда покрыто битым стеклом, металлическими консервными банками, корягами. Летом, особенно таким жарким как в этом  году, уровень воды  в водоемах понижается в результате интенсивного испарения воды. Как только вода отходит, оживают погибшие кустарники с мощными корнями, давая молодую поросль. Осенью, когда эта  поросль попадает под воду,  она  гибнет, образуя  жесткие сучки, которые представляют опасность для оболочки надувной лодки. Повышенное внимание необходимо и при прохождении рек, которые сильно мелеют в летний период. Они, как правило, засорены корягами, бревнами, топляками. При встрече с такими предметами надувная лодка может быть повреждена.

Отчаливание и причаливание лучше производить против течения. В штиль это делается плавным разворотом надувной лодки, в штормовую погоду следует использовать заводи за камнями, выступы берега. При сильном волнении наиболее трудными моментами плавания на надувной лодке являются: выход на берег и отплытие от него. Для их проведения надо выбирать места на мелководье с песчаными пляжами и галечными, а не около скалистых берегов или каменистых. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: отходить от берега и причаливать к нему на надувной лодке нужно очень осторожно и не спеша, по возможности изучив дно на месте отхода и причаливания надувной лодки.

При плавании на надувной лодке необходимо соблюдать осторожность, особенно на мелководье в незнакомых и засоренных местах водоемов, и следить за предметами, которые торчат из воды. Если нужно поменяться местами в надувной лодке, то делать это необходимо медленно, чтобы не накренить надувную лодку. Меняться местами в неустойчивой надувной лодке надо только около берега. Располагаться в надувной лодке следует лишь на штатных сиденьях, размещение на борту может привести к переворачиванию надувной лодки. Переходить из лодки в лодку нужно медленно и спокойно, не совершая резких движений. Нельзя прыгать из надувной лодки на берег, мостик или в другую лодку, поскольку человек при прыжке с опорой на борт в силу незначительной массы надувной лодки оттолкнет ее и однозначно окажется в воде.

Благодаря малому водоизмещению, большой парусности и небольшому весу, небольшие надувные лодки, подвергаются дрейфу или сносу под действием ветра или волн, поэтому на больших водоемах, где зачастую не всегда штиль, нужно быть предельно осторожными. В первую очередь нужно обратить внимание на силу, направление ветра и высоту волн. Каждый владелец надувной лодки должен знать указанную в Руководстве по эксплуатации допустимую высоту волны для своей надувной лодки, уметь визуально определять и в зависимости от нее принимать решение о возможности эксплуатации надувной лодки. Сильный ветер образует большие волны, которые на глубине обычно пологие, а у берега становятся высокими, образуя прибой. Следует иметь в виду, что сильный ветер, особенно с берега, очень затрудняет греблю на надувной лодке. В этом случае надувную лодку лучше разворачивать носом или кормой к волне.

При ухудшении погодных условий лучше всего держаться ближе к берегу. Надувные гребные лодки маленького размера вообще не следует эксплуатировать далеко от берега. Не рекомендуется использовать надувные лодки вблизи фарватера водоемов, особенно в темное время суток или в тумане. Но если приходится эксплуатировать надувную лодку в таких условиях, то необходимо использовать сигнальный фонарь, цветовой или звуковой.

Хотелось бы отдельно остановиться на особенностях эксплуатации гребной надувной лодки и моторной надувной лодки.

При гребле на гребной надувной лодке веслами с опорой на бортовые уключины - гребец садится спиной к движению, а при гребле гребком - лицом к движению. Охватывать рукоять весла нужно свободно, без напряжения. Для упора при гребле ноги следует сгибать в коленях и упирать в борт надувной лодки, банку или заводить под борт. Пользоваться надувной лодкой может любой человек при определенной сноровке и навыках в гребле. Так как надувная лодка имеет предрасположенность к сносу и дрейфу, грести на ней следует короткими гребками, поскольку так надувная лодка легко скользит по воде и имеет лучшую курсовую устойчивость. При одиночном плавании на надувной лодке вдали от берега, при сильном ветре или высоких волнах, необходимо привязать носовой или кормовой фалинь к телу, в этом случае при случайном падении человека в воду надувную лодку не отнесет в сторону. Эти рекомендации актуальны и при эксплуатации надувных лодок на реках с быстрым течением. Все, кто пользуется надувной лодкой не первый день, хорошо знает, что на одном якоре надувная лодка неустойчива, ее кидает ветром из стороны в сторону, а установка двух якорей на небольшие надувные лодки создают дискомфорт. Рассмотрим надежный вариант постановки надувной лодки на один якорь. Пропустить фал через боковые кольца на баллонах и связать так, чтобы образовался треугольник с длиной стороны приблизительно два метра. На свободном конце фала закрепить якорь. Передвигая фал в кольцах, добиться нужного положения надувной лодки, в котором ее будет удерживать ветер или течение. В результате появляется возможность постановки надувной лодки под разными углами к ветру или течению и увеличения тем самым, например, района облова рыбы.

Управление жесткой моторной лодкой мало отличается от управления надувной моторной лодкой, характерными особенностями эксплуатации которой являются небольшая инерция хода, а также чувствительность к размещению груза по длине кокпита. Надувная моторная лодка при разгоне приобретает значительный дифферент на корму, угол которого достигает 30°, при мощности двигателя надувной моторной лодки 10 - 15 л.с. Простой обыватель может подумать, что сейчас надувная моторная лодка перевернется, но через несколько секунд она выходит на глиссирование. При глиссировании надувной лодки угол ходового дифферента не превышает 1°30' и лодки буквально скользит по воде. При эксплуатации надувной моторной лодки следует помнить, что при мгновенной остановке двигателя кормовая волна может догнать лодку и захлестнуть ее через вырез в транце, вследствие малой инерционной способности надувной моторной лодки. Поэтому торможение надувных моторных лодок нужно осуществлять плавно, постепенно сбрасывая скорость двигателя. Не следует держать курс надувной моторной лодки прямо на большие волны, лучше поочередно подставлять один из бортов под углом к волне. Поворот нужно совершать плавно, постепенно уменьшая скорость (как при повороте 90° на автомобиле). При резком повороте вода из-под конца наружного баллона, ударяется о внутренний баллон и заливает надувную лодку через транец.

На скорость надувной моторной лодки влияют три основных фактора: мощность двигателя, частота вращения двигателя, загрузка надувной моторной лодки. Соответственно чем больше мощность двигателя, тем больше скорость надувной моторной лодки при максимальной загрузке. На больших надувных лодках с моторами средней и большой мощности нагрузка почти не ощутима, так как их мощности вполне хватает, чтобы обеспечить глиссирование даже при полной загрузке надувной моторной лодки.  Необходимо четко для себя представлять взаимосвязь между скоростью, расходом топлива, ресурсом двигателя, пройденным расстоянием и правильно выбрать их оптимальное соотношение. Это обеспечит  максимальную эффективность в достижении поставленных целей и позволит значительно увеличить срок эксплуатации надувной моторной лодки.

Любая надувная лодка, не застрахована от возможных повреждений и переворачивания. При любом повреждении оболочки надувной лодки (незначительном по величине проколе, разрезе, разрыве и т. п.), приводящем к нарушению герметичности баллонов и уменьшению плавучести надувной лодки, в первую очередь нужно сохранять спокойствие. Не зря первый пункт инструкции в одесском телефоне-автомате гласит - Сядьте и успокойтесь!!! Первые несколько минут после аварии всегда самые неприятные: создается впечатление, что воздух выходит не из одного баллона, а из всей лодки сразу, причем очень быстро и оставшегося воздуха в баллонах не хватит для поддержания лодки на плаву. Это мнение ошибочно. Уже спустя пару минут из поврежденного баллона перестает выходить воздух. В других баллонах количество воздуха остается неизменным, что позволяет надувной лодке оставаться на плаву.

Если авария произошла на воде, то первым делом нужно найти причину утечки воздуха, оценить характер повреждения и определиться с местом проведения ремонта. Если повреждение небольшое, то можно уменьшить утечку воздуха, закрыв отверстие резиновой пробкой или временно заклеить поверхность баллона скотчем, лейкопластырем, изолентой или любым материалом, подходящим для этого и который есть под рукой. При этом продолжать плавание до ближайшего берега или места стоянки, где можно удобно произвести ремонт.

Для обеспечения непотопляемости, например, малой гребной лодки с двумя баллонами, разделенными вертикальными перегородками, поврежденную половину нужно загнуть внутрь лодки для исключения проникновение воды в лодку. По возможности следует осторожно увеличить давление в целых баллонах, путем их подкачки. Если поврежден носовой баллон надувной моторной лодки с килем и жестким дном, которое придает надувной лодке жесткость, для обеспечения непотопляемости также необходимо загнуть носовой баллон в кокпит надувной моторной лодки, сбросить скорость, обеспечить максимально правильный режим движения, чтобы вода не захлестывала через нос. Если поврежден кормовой баллон надувной моторной лодки с жестким транцем, нужно добираться до берега под мотором на малой скорости. На лодках с навесным транцем в этом случае лучше снять мотор с транца, положить его в кокпит, передвинуть все тяжелые вещи с кормы в нос и плыть к берегу на веслах.

Если вода поступает в кокпит через пробоину в днище, необходимо закрыть повреждение надувным сиденьем или другим подходящим предметом. Вместе с тем не следует проявлять особое беспокойство, так как при соблюдении требований к грузоподъемности надувной лодки уровень воды не превысит половины высоты борта, что позволит без особого труда довести лодку до берега.

При опрокидывании надувной лодки, нужно вернуть лодку в исходное положение. Для этого необходимо захватить через днище дальний от себя борт и рывком потянуть его на себя, а если надувная лодка не перевернулась, нужно брать за леер или верхом на днище грести к берегу.