Трудно представить себе надувную лодку без весел. Не важно моторная надувная лодка или гребная надувная лодка . Весло является главным органом, управляющим движением и маневром на гребных надувных лодках. Весло просто обязано быть легким, удобным, чтобы обеспечивать высокий КПД гребли при наименьших затратах сил и энергии гребца надувной лодки. Весло должно быть прочным и в то же время эластичным или гибким, чтобы можно было использовать надувную лодку в любое время года при любых погодных условиях и при надобности оттолкнуть надувную лодку веслом от берега или коряги.
Весло надувной лодки состоит из лопасти и веретена. Лопасть весла надувной лодки имеет плоскую или вогнутую форму, которая способствует лучшему захвату воды веслом и улучшению эффективности хода надувной лодки. Форма веретена весла может быть цилиндрической, конической или прямоугольной со скругленными углами.
Поступательное движение надувных лодок обеспечивается двумя основными способами гребли веслом: без опоры на борт (на надувных лодках без уключин) и с опорой на борт (на надувных лодках, оборудованных уключинами). Надувные лодки без уключин оснащаются веслами - гребками, байдарочными веслами и веслами для каноэ. Весла - гребки служат для передвижения на незначительные расстояния небольшой одноместной надувной лодки с человеком, сидящим лицом вперед по ходу движения надувной лодки. Конструктивно эти весла представляют собой лопасть овальной формы и жестко прикрепленное к ней веретено небольшого размера, на конце которого имеется страховочная петля из шпагата или тесьмы. Весла-гребки имеют незначительный вес и упаковываются вместе с надувной лодкой.
Байдарочные весла, используемые для байдарок или туристических надувных лодок, состоят из двух лопастей, соединенных между собой веретеном. Удобство пользования обеспечивается разворотом лопастей относительно друг друга на 90° благодаря разъему фиксирующей части. На веретене этих весел имеется один или два разъема. Чтобы вода не стекала по веретену к рукам гребца, на веретено надевают резиновые кольца на расстоянии примерно 250 мм от лопасти.
Для надувных каноэ и надувных моторных лодок, не имеющих уключин, применяются весла типа каноэ, которые также состоят из лопасти и веретена, заканчивающихся поперечной рукояткой. На надувных моторных лодках такие весла применяются только для кратковременного использования, например при отходе от берега на глубину, где можно воспользоваться мотором, или при швартовке к другому судну, а также при преодолении препятствий. Когда надувная моторная лодка идет под мотором, весла укладывают в кокпит надувной моторной лодки под борта или крепят к ним с помощью ремешков, формованных деталей и других приспособлений, увеличивая продольную жесткость конструкции.
В парной гребле на надувной лодке один человек гребет парой одинаковых весел. В этом случае длина весла от уключины до конца рукоятки должна быть меньше половины ширины надувной лодки, иначе рукоятки парных весел будут сталкиваться. Чтобы лопасть весла надувной лодки могла погружаться в воду под действием своей тяжести, как правило, длина весла от среза лопасти до уключины, установленной на баллоне надувной лодки, должна быть в три раза больше, чем расстояние от уключины до конца рукоятки весла надувной лодки, и забортная часть весла надувной лодки немного тяжелее остальной ее части. Для фиксации весла надувной лодки в уключине в выбранном положении на него надевают два резиновых кольца.
На надувных лодках, снабженных уключенным штифтом, применяются разъемные и неразъемные весла, которые конструктивно связаны с формой уключины.
Неразъемные весла используются на небольших надувных гребных лодках (в этом случае они упаковываются в отдельные чехлы) или на большегрузных надувных моторных лодках, предназначенных для морского плавания, в качестве запасного движителя на случай выхода из строя мотора. Неразъемные весла применяются и в качестве кормовых весел для управления и удержания на курсе большегрузных надувных лодок. Они крепятся в уключины, установленные на транце или на кормовом баллоне надувной лодки. Кормовое весло из эластичного и прочного материала с жесткой лопастью на небольших надувных лодках может выполнять роль движителя.
Наибольшей популярностью по сравнению с неразъемными веслами у владельцев надувных лодок пользуются разъемные весла. Они достаточно надежны в эксплуатации и не увеличивают размеры упакованной надувной лодки. Существует несколько вариантов разъемных весел. Они могут состоять из двух или трех частей. Разъем весел может приходиться на веретено или на место соединения лопасти и веретена. Соединение частей может осуществляться с помощью муфты с фиксирующим резьбовым соединением. Широко распространено выполнение разъема веретена-цевья в виде телескопических втулок разного диаметра, на концах заходящих одна в другую, а также разъемных частей с соосными отверстиями по их краям. Через эти отверстия с помощью цилиндрических или пластинчатых пружин, установленных в одной из втулок, разъем фиксируют штифтами.